Информационная карта инновационного опыта
Ф.И.О. | Мурашко Наталья Вячеславовна |
Учреждение | МОУ гимназия Адрес: 404104 Волгоградская обл., г. Волжский ул. Пионерская, 31 |
Должность | учитель немецкого языка |
Стаж работы в должности | 14 лет |
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) | Внедрение средств ИКТ как одно из условий оптимизации организации УВП в обучении иностранному языку. |
2. Источник изменений | Противоречия: - между необходимостью формирования информационно-коммуникативной компетентности в школе и недостаточной разработанностью соответствующих методик; - между формализованным характером организации образовательной среды в школе и необходимостью сделать ее сферой творческой реализации учащихся. - между готовностью учащихся к интерактивным формам работы, способностью учиться самостоятельно и традиционными методами обучения, приводящими к снижению интереса к изучаемому предмету. Главными причинами противоречий, на мой взгляд, являются: - несовершенство организации учебного процесса; - трудности с переходом на новое (новое требует перелома в сознании умственных, психических, материальных затрат. Не каждый на это решится); - школьникам не хватает подчас (из-за ослабленного здоровья, памяти и других факторов) сил и энергии для решения поставленных для них задач; - многие боятся трудностей; -учебный процесс некоторым кажется скучным и неинтересным. Исходя из этого, возникает проблема: - Как оптимизировать процесс обучения, чтобы он стал более качественным? - Что изменить в процессе обучения, в уроке, чтобы сделать его современным? - Как усилить мотивацию учения и заинтересованность ученика в процессе обучения, повысить его ответственность за результаты труда? Основными источниками изменений является: • Использование ЦОР на уроках иностранного языка; • Создание учащимися проектов с использованием материалов сети Интернет и ЦОРов; • Использование тематических Интернет - сайтов. При этом средствами будут являться мультимедийные устройства, компьютеры, а новыми условиями – смещение акцента с преподавателя на обучающихся за счет выполнения индивидуальных и групповых проектов. |
3. Идея изменений | • Создание практической модели процесса использования средств ИКТ, которая позволяет строить учебно-познавательную деятельность таким образом, чтобы она давала необходимые ЗУН; развивала личность, повышала доступность усвоения стандартов образования для больших групп учащихся, способствовала индивидуализации процесса обучения. |
4. Концепция изменений | Новизна уроков и интегрированных проектов с использованием презентационных учебных материалов, электронных учебных материалов на основе прикладных и инструментальных программ: Power-Point игр и заданий для самостоятельной индивидуальной и групповой работы с обучающимися с использованием учебных Интернет-ресурсов обеспечивается применением ИКТ. Ограничениями являются: 1. Необходимые базовые навыки в области использования ИКТ; Риск виден в следующем: опыт может быть нетранслируемым в следующих случаях: -недостаточный уровень методической подготовки учителей в области использования средств ИКТ -низкая степень самостоятельности некоторых педагогов при работе с ПК - низкий уровень готовности учителя к участию в инновационной деятельности Трудоемкость опыта определяется следующими составляющими: •обучение учащихся навыкам самоконтроля и взаимоконтроля; •мониторинг деятельности обучающихся; •организация индивидуальной, групповой и парной работы, •разработка учебно-методического обеспечения для уроков с использованием ИКТ (Интернет – технологий) Факторы, влияющие на заинтересованное использование и распространение данного опыта: • Объем уже известной информации, на основе которой учитель выстраивает свою деятельность. Новая информация всегда интересна, хотя степень новизны для каждого будет различна. Автор надеется, что каждый найдет в опыте что-либо интересное и новое для себя. • Опора на профессиональный опыт. Это лишь возможные предложения по организации и использованию ИКТ в обучении. Личный опыт педагога поможет найти верные ориентиры в достижении целей. • Индивидуальная ответственность. Данный опыт не принуждает строго следовать написанному, а оставляет учителю свободу для развития и самостоятельного поиска новых эффективных путей работы с инновационными технологиями. Но, пребывая в поиске (а это очень интересно!), не забывайте об ответственности за качество обучения. • Открытость профессиональной позиции. Этот фактор позволяет нам общаться на базе нашего общего профессионального опыта, что обеспечивает лучшее взаимопонимание и взаимодействие. |
5. Условия реализации изменений | Необходимым условием является владение ИКТ, навыками ведения проектов с использованием учебных Интернет ресурсов, знание ЦОР. -адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности; |
6. Результат изменений | Устойчивые высокие результаты общей и качественной успеваемости обучающихся. • Высокий познавательный интерес обучающихся. Участие: • 1 и 2 этап Всероссийской олимпиады школьников; • Городская олимпиада по немецкому языку; • Высокий результат итоговой аттестации за 2009-2010 учебный год -90%; • Выпускников учителя отличает высокий познавательный интерес, жизненная активность. • Участие в Федеральной образовательной программе «Интеллектуально-творческий потенциал России» в номинации «Немецкий язык» • участие во всероссийском проекте «Мы читаем книгу», результаты которого будут опубликованы на сайте www.to4ka-treff.de; • I место в историческом форуме «По страницам немецко-русской истории», который проводился центром изучения немецкого языка имени Гёте в 2009-2010 году. • дистанционный проект, посвящённый году учителя при технической поддержке сайта гимназического методического объединения «Лингвистика» • городской конкурс инсценированной сказки на немецком языке, проводимый кафедрой филологии ВГИ (филиала) ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет». |
7. Публикации | |
Описание инновационного опыта учителя | С 2007 года работаю над темой: "Новые информационные технологии в обучении иностранным языкам". На уроках с компьютерной поддержкой применяю интерактивные методики обучения. Использую Интернет - сайты, CD, готовые электронные учебные пособия. Разработала авторские электронные учебные материалы на основе прикладных программ MS Power-Point –игры, интерактивные тесты по различным темам; учебные материалы на основе инструментальных программ-шаблонов (SpellMaster Word Games, Hot Potatoes). Собрала минимедиатеку собственных работ и проектных работ обучающихся 6-7 классов по различным темам учебных программ. Внедряя Интернет - технологии, разработала ряд заданий (сценариев ролевых игр) с использованием ресурсов Интернета для обучающихся 6-7 классов. Работаю над следующей темой самообразования: "Современные инновации компьютерной лингводидактики с позиции преподавания иностранных языков». Неоднократно делилась опытом данной работы на МО «Лингвистика» и на заседаниях городского МО учителей немецкого языка, выступала на семинарах. В моей опытной работе одно из ведущих мест занимает метод проектов с использованием учебных Интернет ресурсов. Интернет- поиск в принципиальном плане изменил функциональные обязанности ученика и учителя. Данный тип проектов позволяет мне при правильной организации реализовать принцип личностно - ориентированного деятельностного обучения иностранному языку. В практике обучения учащихся использую мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть, и большие проекты, требующие для их выполнения длительного времени. Есть индивидуальные и групповые проекты, проводятся дистанционные проекты при технической поддержке сайта МО «Лингвистика». На гимназической конференции демонстрировала свой опыт работы по теме: "Использование Интернет-ресурсов в образовательной деятельности» Информационные технологии помогают: стимулировать интересы и творчество детей; развивать их желание учиться; учитывать потребности ребенка; активизировать деятельность детей; приучать их к самостоятельности и предусматривают индивидуальные, групповые, коллективные формы работы в классе. |
Экспертное заключение | Федеральный уровень, городской уровень. семинар, мастер-класс. |
Ф.И.О. эксперта | |
Составляющие образования | Обучение |
Характеристики инновационного опыта | Технологии, в том числе ИКТ |
Информационное представление опыта | Проектный метод обучения, ИКТ, разноуровневое и развивающее обучение, личностно-ориентированные технологии |