Описание моего опыта

Информационная карта инновационного опыта

Ф.И.О.
Мурашко Наталья Вячеславовна
Учреждение
МОУ гимназия
Адрес:
404104 Волгоградская обл., г. Волжский
ул. Пионерская, 31
Должность
учитель немецкого языка
Стаж работы в должности
14 лет
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)
Внедрение средств ИКТ как одно из условий оптимизации организации УВП в обучении иностранному языку.
2. Источник изменений
 Противоречия:
-         между необходимостью формирования информационно-коммуникативной компетентности в школе и недостаточной разработанностью соответствующих методик;
-         между формализованным характером организации образовательной среды в школе и необходимостью сделать ее сферой творческой реализации учащихся.

- между готовностью учащихся к интерактивным формам работы, способностью учиться самостоятельно и традиционными методами обучения, приводящими к снижению интереса к изучаемому предмету. 
Главными причинами противоречий, на мой взгляд, являются:
- несовершенство организации учебного процесса;
- трудности с переходом на новое (новое требует перелома в сознании умственных, психических, материальных затрат. Не каждый на это решится);
- школьникам не хватает подчас (из-за ослабленного здоровья, памяти и других факторов) сил и энергии для решения поставленных для них задач;
- многие боятся трудностей;
-учебный процесс некоторым  кажется скучным и неинтересным.
Исходя из этого, возникает проблема:
- Как оптимизировать процесс обучения, чтобы он стал более качественным?
- Что изменить в процессе обучения, в уроке, чтобы сделать его современным?
- Как усилить мотивацию учения и заинтересованность ученика в процессе обучения, повысить его ответственность за результаты труда?
Основными источниками изменений является:
• Использование ЦОР на уроках иностранного языка;
• Создание учащимися проектов с использованием материалов сети Интернет и ЦОРов;
• Использование  тематических Интернет - сайтов.
При этом средствами будут являться мультимедийные устройства, компьютеры, а новыми условиями – смещение акцента с преподавателя на обучающихся за счет выполнения индивидуальных и групповых проектов.

3. Идея изменений
        Создание  практической модели процесса
использования средств ИКТ, которая  позволяет строить учебно-познавательную деятельность таким образом, чтобы она давала необходимые ЗУН; развивала личность, повышала доступность усвоения стандартов образования для больших групп учащихся, способствовала индивидуализации процесса обучения.

4. Концепция изменений
Новизна уроков и интегрированных проектов с использованием презентационных учебных материалов, электронных учебных материалов на основе прикладных и инструментальных программ: Power-Point игр и заданий для самостоятельной индивидуальной и групповой работы с обучающимися с использованием учебных Интернет-ресурсов обеспечивается применением ИКТ.
Ограничениями являются:
1. Необходимые базовые навыки в области использования ИКТ;
Риск виден в следующем: опыт может быть нетранслируемым в следующих случаях:
-недостаточный уровень методической подготовки учителей в области использования средств ИКТ
-низкая степень самостоятельности некоторых педагогов при работе с ПК
- низкий уровень готовности учителя к участию в инновационной деятельности
Трудоемкость опыта определяется следующими составляющими: 
•обучение учащихся навыкам самоконтроля и взаимоконтроля;
 
•мониторинг деятельности обучающихся;
 
•организация индивидуальной, групповой и парной работы, •разработка учебно-методического обеспечения для уроков с использованием ИКТ (Интернет – технологий)
Факторы, влияющие на заинтересованное использование и распространение данного опыта:
Объем уже известной  информации, на основе которой учитель выстраивает свою деятельность. Новая информация
всегда интересна, хотя степень новизны для каждого будет
различна. Автор надеется, что каждый  найдет в опыте
что-либо интересное и новое для себя.
Опора на  профессиональный опыт.
Это лишь возможные предложения по организации и использованию ИКТ в обучении. Личный опыт педагога поможет  найти верные ориентиры в достижении целей.
Индивидуальная ответственность. Данный опыт не принуждает  строго следовать написанному, а оставляет учителю свободу для развития и самостоятельного поиска новых эффективных путей работы с инновационными технологиями. Но, пребывая в поиске (а это очень интересно!), не забывайте об ответственности за качество обучения.
Открытость профессиональной позиции. Этот фактор позволяет нам общаться на базе нашего общего профессионального опыта, что обеспечивает лучшее взаимопонимание и взаимодействие.
5. Условия реализации изменений
Необходимым условием является владение ИКТ, навыками ведения проектов с использованием учебных Интернет ресурсов, знание ЦОР.
-адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности;  

6. Результат изменений
Устойчивые высокие результаты общей и качественной успеваемости обучающихся.
        Высокий познавательный интерес обучающихся. Участие:
         1 и 2 этап Всероссийской олимпиады школьников;
        Городская олимпиада по немецкому языку;
        Высокий результат итоговой аттестации за 2009-2010 учебный год -90%;
        Выпускников учителя отличает высокий познавательный интерес, жизненная активность.
        Участие в Федеральной образовательной программе «Интеллектуально-творческий потенциал России» в номинации «Немецкий язык»
        участие во всероссийском проекте «Мы читаем книгу», результаты которого будут опубликованы на сайте www.to4ka-treff.de;
         I место в историческом форуме «По страницам немецко-русской истории», который проводился центром изучения немецкого языка имени Гёте в 2009-2010 году.
        дистанционный проект, посвящённый году учителя  при технической поддержке сайта гимназического методического объединения «Лингвистика» 
        городской конкурс инсценированной сказки на немецком языке, проводимый кафедрой филологии ВГИ (филиала) ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет». 
7. Публикации

Описание инновационного опыта учителя
С 2007 года работаю над темой: "Новые информационные технологии в обучении иностранным языкам".
На уроках с компьютерной поддержкой применяю интерактивные методики обучения. Использую Интернет - сайты, CD, готовые электронные учебные пособия.
Разработала авторские электронные учебные материалы на основе прикладных программ
MS Power-Point –игры, интерактивные тесты по различным темам; учебные материалы на основе инструментальных программ-шаблонов (SpellMaster Word Games, Hot Potatoes).
Собрала минимедиатеку собственных работ и проектных работ обучающихся 6-7 классов по различным темам учебных программ.
Внедряя Интернет - технологии, разработала ряд  
заданий (сценариев ролевых игр)  с использованием ресурсов Интернета для обучающихся 6-7 классов.
 Работаю над следующей темой самообразования: "Современные инновации компьютерной лингводидактики с позиции преподавания иностранных языков». Неоднократно делилась опытом данной работы на МО «Лингвистика» и на заседаниях городского МО учителей немецкого языка, выступала на семинарах.
В моей опытной работе одно из ведущих мест занимает метод проектов с использованием учебных Интернет ресурсов.
Интернет- поиск в принципиальном плане изменил функциональные обязанности ученика и учителя. Данный тип  проектов позволяет мне при правильной организации реализовать принцип личностно - ориентированного деятельностного обучения иностранному языку.
В практике обучения учащихся использую мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть, и большие проекты, требующие для их выполнения длительного времени. Есть индивидуальные и групповые проекты, проводятся дистанционные проекты при технической поддержке сайта МО «Лингвистика».
На гимназической конференции демонстрировала свой опыт работы по теме: "Использование Интернет-ресурсов в образовательной деятельности»
 Информационные технологии помогают: стимулировать интересы и творчество детей; развивать их желание учиться; учитывать потребности ребенка; активизировать деятельность детей; приучать их к самостоятельности и предусматривают индивидуальные, групповые, коллективные формы работы в классе.
Экспертное заключение
Федеральный уровень, городской уровень.
семинар, мастер-класс. 
Ф.И.О. эксперта

Составляющие образования
Обучение 
Характеристики инновационного опыта
 Технологии, в том числе ИКТ 
Информационное представление опыта
Проектный метод обучения, ИКТ, разноуровневое и развивающее обучение, личностно-ориентированные технологии